Afrika v1.1 Это скорее дополнение к предыдущему посту, нежели самостоятельная глава. Как и в прошлый раз, много копи-пасты, много фото, но в данном посте хотелось бы приблизиться к главной сути данного блога, техника и всё что с ней связанно.
Чуть не забыл, здесь же нужно вспомнить про пост о камуфляже, надеюсь ниже будет продолжение той старой темы.
На фоне ужасов войны, кампания в Северной Африке выглядит
более привлекательно. Хотя обе враждующие стороны потеряли в Северной Африке не
меньше людей и техники чем на других фронтах, многие ветераны сохранили
положительные воспоминания о тех боях. Нельзя сказать, что все смерти забыты ,
но бывшие враги и по сей день испытывают друг к другу противоречивые чувства и
практически не питают ненависти. Воспоминания ветеранов "Битвы в
пустыне" совсем не похожи на воспоминания участников боёв на других
фронтах 2-ой Мировой войны.
Причина такого положения вещей заключена в следующем.
Во-первых, пустыня вызывает сама по себе у человека мистическое ощущение.
Погодные условия в пустыне мало пригодны для человека - дневной опаляющий зной
сменяется пронизывающим ночным холодом. Свирепые песчаные бури могут на
несколько часов до неузнаваемости изменить ландшафт местности. Бесчисленные
мухи, скорпионы и песчаные гадюки постоянно атакуют человека, причиняя ему
страдания и перенося желтуху и дизентерию. Короче, жизнь в пустыне ужасна.
Солдаты с обеих сторон жестоко страдали от природных факторов, на фоне которых
военные действия уже не представляли столь значительной угрозы.
Во- вторых, в пустыне практически отсутствует местное
население. Поэтому потери среди гражданских лиц были минимальны, а военным не
приходилось решать моральные дилеммы, неизбежные при ведении боевых действий в
густонаселённых районах. Это была война в чистом виде.
Личный состав экспедиционного корпуса генерала Роммеля и 8-й
Английской армии считали себя принадлежащими к военной элите и обе стороны как
зеницу ока берегли честь мундира. Находясь в полуизоляции и немцы и англичане
полагались только на самих себя.
Последней, но не менее важной причиной было то, что война в
пустыне велась "по правилам", и известно бессчётное количество
примеров того, как обе стороны проявляли друг к другу джентльменское отношение.
Североафриканская кампания - единственная кампания 2-й Мировой войны, где
удалось избежать военных преступлений, так характерных для европейского ТВД.
Обе противостоящие армии возглавлялись лучшими офицерами, которые пользовались
уважением не только своих солдат, но и солдат противника.
Схемы окраски и камуфляж бронетанковой техники Африканского
экспедиционного корпуса (Северная Африка 1941-43 г.г.)
История боевых действий
немецких танковых сил в Северной Африки воспринимается многими аналитиками как
геостратегическая ошибка германского руководства: будучи связанной воздушной
войной и борьбой с партизанами в оккупированных странах, планируя
наступательные операции на восточном фронте, Германия как бы сама открыла себе
второй фронт в Африке... Тем не менее, упорные боевые действия в Африке велись,
в ряде сражений их результат мог существенно повлиять на положение
антигитлеровской коалиции в этом регионе.
История Deutsche
Afrika Korps (DAK) начинается с конца 1940 года, когда бездарные и
безынициативные действия итальянской армии в Северной Африке поставили под
сомнение само присутствие войск Муссолини на этом континенте. Гитлер считал
этот район стратегически важным в плане южного прикрытия Италии и необходимым
для нарушения коммуникаций Великобритании в
Средиземном море. Было принято решение посылки в помощь несостоятельному
итальянскому союзнику материалов, авиации и наземных войск. Поскольку крупных
боевых действий зимой 1940-1941 г.г. Германия не вела, в экспедиционный
Deutsche Afrika Korps были отобраны наиболее боеспособные части.
Попытка Муссолини
расширить африканские владения Италии закончилась к концу 1940 г. почти полным
провалом. В результате поражений понесённых от английских войск возникла самая
реальная опасность того, что итальянцы вскоре будут изгнаны из Африки. Однако,
Гитлер считал необходимым сохранить этот театр военных действий, чтобы продлить
здесь британское присутствие и таким образом привлечь сюда людские и
материальные ресурсы, которые бы в ином случае могли бы использоваться для
обороны Англии и военных действий в Европе.
Исходя из этих
соображений и было создано одно из самых известных германских военных
соединений в истории - немецкий африканский корпус (DAK).
Германские
танковые части не имели никакого опыта в ведении боевых действий в тропической
полупустынной зоне, поэтому никаких мер по перекрашиванию машин не
предпринималось и техника вермахта переправлялась в Африку в традиционной
темно-серой монотонной окраске (Panzer Grau). Поскольку Эрвин Роммель,
командующий Африканским корпусом, настаивал на немедленной атаке 8-й Британской
армии, то вовлеченная в развернувшееся в Ливии первые сражения, немецкая
техника была все еще окрашена в темно-серый цвет. В ходе боев выяснилось, что
густой слой пыли, быстро покрывавший машины и снаряжение в пустынных районах
хорошо скрывал их исходный, слишком темный для данной местности цвет, снижая
возникающий между ними цветовой контраст. В результате очень распространенным
стал метод камуфляжа, при котором первоначальная темно-серая окраска полностью
замазывалась жидкой грязью и после ее высыхания машина получала своеобразное
грязевое покрытие. Находчивые танкисты специально "пылили" свои машины,
измазывая их водой, маслом или сиропом, а потом проезжая по пылевым шлейфам,
поднятым впереди идущей колонной. Несмотря на примитивность такого подхода, он
давал весьма приемлемый результат. Правда, слой пыли скрывал бортовые номера и
обозначения, но с этим приходилось мириться. Чаще всего жидкий раствор грязи
размешивался в ковшах или кастрюлях и затем наносился на технику руками ,
губкой , тряпками , щетками и т. д .; когда грязевое покрытие высыхало , оно
было столь же эффективно , сколь и " красочно "
Месяц спустя
германское командование приняло меры по прекращению " пылевых импровизаций
" . Приказ по армии HM 1941 № 281 от 17 марта 1941 г , предписывал , что :
вместо темно - серого цвета все транспортные средства и оборудование , используемые
в Африке , должны быть окрашены в базовый желто - коричневый цвет
RAL 8000 |
( Afrika
Korps Gelb RAL 8000 ) и дополнительный серо - зеленый ( Grau RAL 7008 ) ,
который использовался для нанесения сверху нерегулярных камуфляжных пятен . Как
и в случае темно - серой / темно -
землистой камуфляжной схемы , принятой в начале войны , желто - коричневая
краска должна была наноситься на 2/3 поверхности транспортного средства или
оборудования , а серо - зеленая поверх в виде деформирующих пятен на остальную
1/3 поверхности . Обе краски были матовые . Цвета не должны были иметь резких
границ . Мелкие детали машин и колеса разрешалось окрашивать одним цветом .
Необходимо отметить , что из -за недостатка снабжения ,
растянутых коммуникаций и ввиду того , что приоритет в снабжении отдавался
вооружению , боеприпасам и топливу , поставки новой краски были ограничены .
Поэтому неудивительно , что у многих подразделений не получалось выдерживать
требуемое соотношение цветов . И было много случаев , когда отклонялись от
стандартного варианта окраски .
Чтобы как - то выйти из непростого положения на месте был
придуман другой вариант окраски - в качестве базового цвета использовался
исходный темно - серый , а на него уже распылителем наносились крупные пятна ,
поля или волнистые линии желто - коричневым . Естественно , что при таком
камуфлировании можно было сэкономить на краске и потраченных усилиях , не
закрашивая старые номера и тактические знаки , что и делалось повсеместно :
цифры , надписи и знаки прикрывались во время перекрашивания и оставались
прежними на темно - сером фоне . На многих открытых машинах перекрашивались
только внешние поверхности , а интерьер оставался темно - серым до тех пор ,
пока полное перекрашивание не становилось необходимостью .
Климатические условия в Северо - Африканской пустыне
создавали проблемы связанные с быстрым ухудшением красочного покрытия . Это
было связано с комплексным влиянием солнечного света , сухого воздуха и высокой
температуры . Выгорание поверхностей было наиболее острой проблемой , так как ,
через несколько месяцев машины становились почти белыми - и это сводило на нет
всякий камуфляж .
Другой проблемой стало вспучивание , растрескивание и
отслойка краски ,что требовало практически постоянного подкрашивания машин , с
чем , естественно , не были знакомы немцы , воевавшие до этого в умеренной
климатической зоне . " Специфический " климат пустынной Африки
преподносил сюрприз за сюрпризом - растрескавшаяся краска обнажала голый металл
, а изредка , но все- таки налетавшие средиземноморские штормы сопровождались
проливными дождями , которые в считанные часы покрывали немецкие машины ржавыми
потеками , напрочь сводя даже понятие о камуфляже .
Ржавчина и коррозия не были такой серьезной проблемой как в
Европе , но песчаные бури , которые часто возникали в Ливийской пустыне за
считанные часы как " наждаком " сдирали краску с машин В общем новый театр военных действий (ТВД)
создавал кучу проблем личному составу экспедиционного корпуса .
Вероятно поэтому , в
тех случаях , когда английские краски соответствующих песчаных оттенков
доставались немцам в качестве трофеев , они использовали их для окраски своей
техники , что до некоторой степени облегчало хроническую нехватку красок .
Использование итальянских красок или красок люфтваффе не было , скорее всего ,
широко распространено , ввиду того , что они имели свои собственные проблемы с
поставками . Так же , как это имело место с британской техникой в Ливии ,
большинство немецких машин в Африке вскоре имело неприглядный вид - грубая
обызвествленная краска , покрытая плотными слоями пыли .
часть 3
В марте 1942 г. германское командование попыталось решить
африканские проблемы с камуфляжем новым приказом. Приказ HM 1942 № 315,
датированный 25 марта 1942 г. определял новую цветовую схему для техники использовавшейся
в Северной Африке. Предписывалось заменить базовый жёлто-коричневый цвет на
более тёмный (песчаный), обозначавшийся как коричневый (Gelb Braun RAL 8020).
А
вместо серо-зелёного вводился тёмно-серый цвет (Panzer Grau RAL 7027).
Тёмно-серый цвет был стандартным серым цветом, который, всё ещё использовался
на других театрах военных действий (ТВД) как базовый цвет германской армии. К
слову сказать некоторые экипажи и даже подразделения не выполняли этот приказ и
не торопились закрашивать этот цвет на своих машинах. Официальная спецификация
приказа определяла , что поверхность машин должна была на 2/3 окрашиваться в
коричневый цвет, а на 1/3 в серый, но на практике это редко соблюдалось.
Наиболее частой стала схема окраски полностью в коричневый цвет,
но некоторые машины несли на бортах камуфляжные пятна или поверхности
тёмно-серого цвета. Так как запасы старых жёлто-коричневой и серо-зелёной
красок должны были быть израсходованы, то они находились в употреблении ещё в
течении нескольких месяцев после выхода этого нового приказа.
В июне 1942 г. войска Роммеля взяли Тобрук, где на складах
было захвачено большое количество британских запасов ГСМ, оборудования,
автотранспорта и огромные запасы краски. Краска точь в точь подходила под указанные приказом стандарты. После этого
сражения использование британских красок немецкими экипажами стало
распространенным явлением.
3 июля 1942 г. Приказом НМ 1942 № 600 коричнево-серый
камуфляж был установлен и для войск расположенных на острове Крит ,
климатические условия которого совпадали с африканским театром .
После второго сражения у Кассеринского прохода (Эль-Аламейн)
снабжение войск Роммеля стало ещё более ограничено в виду серьёзных потерь при
морских перевозках. Союзники стали всё чаще и чаще перехватывать конвои
направлявшиеся в поддержку Роммеля из Италии и DAK испытывал существенные
затруднения со снабжением. А так как топливо, боеприпасы и боевая техника для
восполнения потерь поставлялись в первую очередь, то ситуация с краской стала
критической.
В течении длительного отступления от Эль-Аламейна не было
возможности полностью перекрашивать машины, в виду этого в итоге наблюдалось
чрезвычайное разнообразие цветов на различных стадиях износа техники. Понеся
серьёзные потери в ходе сражения у Эль-Аламейна в октябре 1942 г. Африканский
корпус с боями отступил перед 8-й британской армией через Египет и Ливию в
Тунис. Кроме того союзники высадились во французском Марокко и здесь открылся
еще один фронт который поглотил и без того скудные поставки войскам Роммеля.
В ответ на проведение операции " Факел " ( высадка
союзников в Марокко ) Гитлер принял
решение о более интенсивном снабжении и усилении Африканского корпуса . В эти
поставки были включены и новые танки " Тигр " Pz kpfw VI ausf E 501-
го
К началу 1943 г DAK был вынужден отступить в Тунис . Это
была территория с более умеренным климатом , чем Ливийская пустыня , особенно
вблизи средиземноморского побережья . Здесь ранней весной , во время обильных
дождей появлялось большое количество растительности , особенно в северных и
западных районах . Это обстоятельство существенно повлияло на общепринятые
положения по камуфляжной окраске техники Африканского корпуса .
Часть танков " Тигр I " из 501 - го батальона и их
танков поддержки Pz kpfw III ausf N , входивших в это подразделение , получили
оливково - зеленую окраску , чтобы лучше соответствовать более темному грунту и
зеленой листве этого театра военных действий . Не все " Тигры " были
окрашены таким образом , но среди подбитых и оставленных " Тигров I "
и Pz kpfw III союзники обнаружили довольно много машин , имеющих такую необычную
окраску .
Весной 1943 г., находившимся в тяжёлом положении войскам
Роммеля был послан, как оказалось в дальнейшем, последний караван судов с
боевой техникой, вооружением и другими материалами. Большинство судов этого
конвоя было перехвачено союзниками, но оборудование, которое достигло берегов
Африки, было окрашено тёмно-жёлтой краской, в некоторых случаях она
использовалась как дополнительный цвет к основному тёмно-серому который активно
применялся на других театрах военных действий. Вероятно, что вместе с оборудованием
так же были отправлены и некоторые виды камуфляжной краски. Однако это уже не
могло существенно повлиять на ситуацию в Африке.
То небольшое количество камуфляжного материала полученное
Роммелем после января 1943 г. не изменило факта, что после сражения у
Кассеринского прохода немцы захватили большое количество американской техники и
военного имущества, что 85% их транспортных средств являлись машинами
британского или американского производства.
Таким образом до мая 1943 г., когда Германский Африканский
корпус покинул Африку, британский песочный и американский оливково-зелёный
цвета были столь же распространены в немецких частях как и любой из их
собственных.
"Мы имеем перед
собой очень смелого и искусного противника и - да будет мне дозволено сказать,
несмотря на угар войны, - выдающегося полководца". (c) ( речь У. Черчилля
в палате общин 27 января 1942 г.)
Первоначально немецкие экспедиционные войска в Северной
Африке именовались как " Aufklarungsstab Rommel " ("
разведывательный штаб Роммель " ) . После того , как разведштаб был
включен в состав прибывших более крупных сил , 19 февраля 1941 года Гитлер
присвоил экспедиционному корпусу его ставшее легендарным название - "
Deutsches Afrikakorps "На первых этапах своего существования DAK состоял
из следующих частей :
Generalkommando
( командование корпуса )
5 . Leichte
Division
15 . Panzer
Division
Вспомогательные части и подразделения :
Korpskartenstelle ( m ) 576 ( корпусная картографическая
группа )
Oasen - Bataillon zbV 300 ( батальон водоснабжения )
PanzerJager Abteilung ( m ) 605 ( батальон истребителей
танков )
I Batterie
/ Flak Regiment ( m ) 18 ( зенитная
батарея )
I Batterie
/ Flak Regiment ( m ) 33
Flak -
Abteilung ( m ) 606
Feldpostamt
( m ) ( полевая почта )
Комментариев нет:
Отправить комментарий